Вход
       +7-925-8824185
Русский | English | Francais

Дорогие друзья!

1 октября 2016 мы открыли наш новый сезон в галерее и традиционно пригласили вас на первую пешеходную экскурсию «На берегах реки Неглинной» с искусствоведом Екатериной Андреевой-Пригориной, членом Ассоциации Искусствоведов России.

Пресс-релиз. В начале 19 века благотворительное «Ведомство императрицы Марии» открыло в Москве два института Благородных девиц и Мариинскую больницу для бедных. Для постройки зданий была определена местность за Земляным валом у слияния рек Неглиннной и Самотёки. Местность называлась Божедомка по Воздвиженскому «на Убогих домах» монастырю. На Новой Божедомке 1821 году родился и провел детство Ф.М. Достоевский; В ХХ веке здесь прочно обосновались военные: Центральный дом офицеров, Гигантская Звезда театра Театра Советской армии и Военная гостиница на месте Воздвиженского божедомского монастыря. Наш путь лежит от Старой Божедомки к нынешней площади Суворова, от Благородных девиц к Доблестным воинам.

 

Описание. 

1 октября был необыкновенно теплый, солнечный, по-осеннему тихий день и мы смогли полюбоваться настоящей золотой осенью в Москве.

Встретились около памятника Суворову и в полдень начали свой поход.

Сначала прошли к бывшему Московскому училищу ордена св. Екатерины или Московскому Екатерининскому институту благородных девиц – одному из первых женских учебных заведений в России.

Центральный корпус был построен в конце XVIII века для графа Салтыкова, московского вице-губернатора, по проекту архитектора Ухтомского. В самом начале XIX века центральная часть перестраивалась Джованни Жилярди и к ней были пристроены флигели. После войны 1812 года под руководством Доменико Жилярди и Афанасия Григорьева прошла новая реконструкция – само здание расширено, а фасад перекомпонован. В 1918-1928 по проекту С.А. Торопова оно было реставрировано с постройкой парадной лестницы. В советское время – Центральный дом Красной Армии, сейчас – дом Российской армии.

Нам поразительно повезло, т.к. интерьеры практически невозможно увидеть – это закрытое учреждение, а вчера там оказался праздничный день, двери были открыты и нам разрешили пройти внутрь и увидеть парадную лестницу и второй этаж.

Затем мы оказались в совершенно другой эпохе – около здания нынешней гостиницы «Славянка», которое было построено в 1947 году и являет собой типичный образец тоталитарной архитектуры, для которой, как известно, характерны монументальность, прямые линии, геометрические формы, как правило устремлённые вверх, а также единство цвета. В архитектуре этого здания все это присутствует в полной мере.

Пройдя во двор за гостиницей и поднявшись на довольно высокий холм, мы оказались перед металлической аркой с двумя табличками по бокам: ранее на этом месте был Божедомский Воздвиженский мужской монастырь, известный с XVII века, и церковь Иоанна Воина (Воздвижения креста Господня на старых убогих домах), документально известная с 1635 года. Весь ансамбль был разрушен в 30-е годы прошлого века.

Убогий дом располагался при мужском Воздвиженском Божедомском монастыре, от которого вся эта местность получила название Божедомки. Две улицы, которые вели к Божьему дому и назывались Божедомками были позднее переименованы: в 1927 году улица Старая Божедомка была переименована в улицу Дурова, а 1954 году улица Новая Божедомка стала называться улицей Достоевского. Также переименовали Божедомский (Делегатская улица) и Волконский переулки.

Служители Убогого дома отыскивали на улицах тела неизвестных и выставляли трупы в открытых гробах на перекрестках улиц Москвы для опознания. Людей, выполнявших эту работу, звали «божедомами», а улицы, которые вели к Убогому дому – Божедомками. На Убогом дому, на месте гостиницы «Славянка», стояла церковь Иоанна Воина. Как раз около этой церкви собирали в ямы и хоронили покойников, но поскольку по обычаям это делалось один раз в год зловоние распространялось далеко вокруг.

В 1732 году Убогий дом при церкви Иоанна Воина (бывший Воздвиженский монастырь) был перенесен в Марьину рощу, где в 1758 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны было устроено городское Лазаревское кладбище.

Существование амбара близ Марьиной рощи для погребения убогих мертвых тел продолжалось еще до 1763 года, когда указом Синода был упразднен последний убогий дом и прекратился туда ежегодный крестный ход из Петровского монастыря.

Прослушав «увлекательный» рассказ о зловещей истории этого места, на котором сейчас по иронии судьбы разбита детская площадка, мы прошли в Екатерининский парк.

Полюбовались роскошным царством осени, которое очень эффектно отражалось в неподвижной глади большого пруда, по поверхности которого плавало немыслимое количество огарок или, по-другому, красных уток, собирающихся осенью на всех московских прудах в стаи. Они очень живописно смотрелись на синей глади воды и эффектно дополняли и без того удивительно разнообразную осеннюю цветовую картину.

Выйдя из парка через центральный вход, недалеко от которого сохранилась старая довоенная эстрада, на которой играл танго военный оркестр и где с начала прошлого века регулярно проходят танцы для всех желающих, мы оказались напротив громадного здания театра Советской Армии.

Много узнали интересного и о нем, о судьбе архитекторов, об их нереализованной идее, когда на крыше должен был быть открыт ресторан с видом на Москву, а снизу бить мощнейший фонтан, вершина которого немного выходила бы за верх крыши здания и люди, сидевшие за столиками, могли бы его видеть, об обвинении архитектора Алабяна в диверсии, когда во время Второй мировой войны театр стал использоваться немецкой военной авиацией как ориентир при бомбежках города, т.к. «лучи» пятиконечной звезды, положенные в основу проекта, точно указывали направления на все московские железнодорожные вокзалы и т.д. и т.п. Даже смогли попасть внутрь и посмотреть на мозаику пола из уральских самоцветов и увидели элементы римского стиля во внутреннем декоре здания.

Под конец прошли до Мариинской больницы для бедных в левом флигеле которой находится музей Ф.М. Достоевского.

В этой больнице служил отец великого писателя. Достоевский родился в правом флигеле, а потом семья переехала в левый, где будущий знаменитый писатель провел свои первые 15 лет жизни.

Перед центральным фасадом в 1936 году по решению А.В. Луначарского был установлен памятник писателю работы скульптора С.Д. Меркурова, перенесенный с Цветного бульвара.

Сохранилась забавная история, опубликованная в свое время в иммигрантской прессе.

Незадолго до открытия памятника Луначарский, будучи наркомом просвещения, оказался по делам службы в Киеве. Как раз в это время там состоялся вечер однокашников киевской гимназии, в которой учился и Луначарский. Выпускники этой гимназии, большинство из которых были настроены враждебно по отношению к советской власти, дружно набросились на Луначарского: «Что же вы, большевики, делаете, Анатолий Васильевич, церкви уничтожаете, или устраиваете там клубы, памятники ломаете». «Да позвольте, ничего подобного. Только что Владимир Ильич Ленин подписал план монументальной пропаганды. Будем ставить памятники тремстам лучшим сынам России». «И Достоевскому будете памятник ставить?» — спросил один профессор Духовной академии, бывший выпускник киевской гимназии. «Ну конечно, и Достоевскому будем ставить памятник. Он, собственно, уже готов. Скоро будем открывать. Вот только надпись не можем подобрать». — «Я могу вам помочь. Надпись должна быть такая: «Федору Достоевскому — от благодарных бесов».

Эта скульптура – часть триптиха, созданного Меркуровым в 1911-1913 годах.

Вторая часть триптиха – памятник Л.Н. Толстому, который мы видели во время нашей прогулки-экскурсии «Пречистенка: история, архитектура, жители» в прошлом году, а третья – центральная часть – фигура «Мысль», которая установлена на Новодевичьем кладбище на могиле самого скульптора.

Для памятника Достоевскому скульптору позировал Александр Вертинский. Меркуров вспоминал: «Он сразу усвоил мой замысел, принял правильную позу. А как держал свои изумительные пластичные руки!» действительно пластика работы поражает странностью и какой-то внутренней декадентской «изломанностью», которая так была свойственна артистическому образу этого великого шансонье. И еще поразительный момент, что памятник «движется» при изменении ракурса, как настоящий актер пантомимы.

Внутреннее неблагополучие Достоевского, так точно переданное Меркуровым еще и в сочетании с духом модерна, ярким представителем которого был Вертинский, явили миру поразительное произведение искусства.

Екатерина Пригорина по ходу своего рассказа демонстрирует много старых и старинных фотографий, передающих дух эпохи, о которой она говорит в этот момент.

Так около сталинской гостиницы нам показали фотографии с проходом слонов из уголка Дурова мимо ее центрального входа. Екатерина выросла в этом районе и когда ее подруга прислала ей свои фотографии из Таиланда, где она сидит на слоне, она ответила, что ее этим не удивишь, они с приятелями все детство качались на хоботах слонов из уголка Дурова, которых водили гулять в садик, напротив.

В конце экскурсии, около Мариинской больницы, мы увидели фотографию старшего сына поэта А.С. Пушкина – Александра Александровича Пушкина, русского генерала, который был заведующим учебной частью Московского Императорского Коммерческого училища, членом советов по учебной части Александровского женского института и Екатерининского, с которого мы начали нашу прогулку.

Наполненные впечатлениями, мы вернулись в галерею на Трубную площадь, где, продолжая обсуждать увиденное и услышанное, замечательно провели время за чаем, а под занавес посмотрели небольшой фильм – хронологию событий одного года жизни галереи Н. Григорьевой на Трубной.

https://www.youtube.com/watch?v=UjRdUOV4-3g

Наш сезон открыт!

https://www.facebook.com/…/nataliagrigorievagallery/photos/… 

Посещение любых мероприятий, организованных галереей Наталией Григорьевой возможно только по предварительной записи по телефону +7 925 8824185 или на сайте http://www.ngrigorieva.ru/contacts.


Суворовская площадь
Памятник А.В. Суворову
Здание Театра Советской Армии
Деталь интерьера бывшего Екатерининского института
Парадная лестница бывшего Екатерининского института
Деталь фасада бывшего Екатерининского института
Деталь фасада бывшего Екатерининского института
Центральный фасад бывшего Екатерининского института и памятник Фрунзе
Улица Дурова (бывшая Старая Божедомка)
Деталь фасада гостиницы Славянка (1947)
Деталь фасада гостиницы Славянка (1947)
Центральный фасад гостиницы Славянка (1947)
Улица Дурова (бывшая Старая Божедомка) по направлению к Суворовской площади, справа виден флигель Екатерининского института
Старый снимок прогулки слонов уголка Дурова около гостиницы Славянка (60-е гг. XX века)
Старый снимок прогулки слонов уголка Дурова около гостиницы Славянка (60-е гг. XX века)
Старый снимок прогулки слонов по Суворовской площади (60-е гг. XX века)
На этом месте был Божедомский Воздвиженский мужской монастырь, известный с XVII века, и церковь Иоанна Воина (Воздвижения креста Господня на старых убогих домах), документально известная с 1635 года. Весь ансамбль был разрушен в 30-е годы прошлого века.
На этом месте был Божедомский Воздвиженский мужской монастырь, известный с XVII века, и церковь Иоанна Воина (Воздвижения креста Господня на старых убогих домах), документально известная с 1635 года. Весь ансамбль был разрушен в 30-е годы прошлого века.
На этом месте был Божедомский Воздвиженский мужской монастырь, известный с XVII века, и церковь Иоанна Воина (Воздвижения креста Господня на старых убогих домах), документально известная с 1635 года. Весь ансамбль был разрушен в 30-е годы прошлого века.
На этом месте был Божедомский Воздвиженский мужской монастырь, известный с XVII века, и церковь Иоанна Воина (Воздвижения креста Господня на старых убогих домах), документально известная с 1635 года. Весь ансамбль был разрушен в 30-е годы прошлого века.
Екатерининский парк
Екатерининский парк
Екатерининский парк
Екатерининский парк
Екатерининский парк
Екатерининский парк
Екатерининский парк
Екатерининский парк. Большой пруд
Екатерининский парк. Большой пруд
Екатерининский парк. Центральный вход
Екатерининский парк. Старинная эстрада
Суворовская площадь. Театр Советсткой Армии
Суворовская площадь
Суворовская площадь
Фасад Театра Советской Армии
Деталь интерьера Театра Советской Армии
Деталь интерьера Театра Советской Армии
Деталь интерьера Театра Советской Армии
Деталь интерьера Театра Советской Армии
Фасад Театра Советской Армии
Деталь фасада Театра Советской Армии
Деталь фасада Театра Советской Армии
Фасад Театра Советской Армии
Зенитные установки обороны Москвы на Суворовской площади (стояли с 1942 по 1950 годы)
Мариинская больница и памятник Достоевскому
Флигель больницы, где находится музей Достоевского
Памятник Ф.М. Достоевкому, скульптор С.Д. Меркуров
Мариинская больница
Памятник Ф.М. Достоевкому, скульптор С.Д. Меркуров
Старинная фотография старшего сына поэта А.С. Пушкина – Александра Александровича, русского генерала, который был заведующим учебной частью Московского Императорского Коммерческого училища, членом советов по учебной части Александровского женского институ
© 2010—2017 Наталия Григорьева | Обучение живописи | Живопись купить