Вход
       +7-925-8824185
Русский | English | Francais

Дорогие друзья!

24 сентября состоялась наша первая в этом сезоне встреча с искусствоведом Еленой Сергеевной Грязновой  – «Что такое неорусский и псевдорусский стиль».

Помимо, как обычно, огромного количества интереснейших исторических фактов о художественной жизни, мы увидели потрясающий видеоряд репродукций работ известных художников той эпохи, многие из которых совершенно забыты в наши дни.

Те, кто постоянно приходит в галерею на встречи с Еленой Грязновой, уже знают ее «фирменный стиль» – показать эпоху во всех ее аспектах – от живописи, книжной графики и уличной рекламы до костюмов, мебели и архитектуры. Зритель как бы полностью погружается в то время, о котором идет рассказ, и каждый, благодаря такому разностороннему подходу, может узнать для себя что-то новое.

Очень интересная часть рассказа была посвящена уличной подсветке в начале XX века, которую на свои средства делало московское купечество и, в частности, праздничное освещение зданий Кремля.

Портреты Константина Маковского, которые как раз отвечают «чаяниям эпохи», когда художник одевает своих персонажей в национальный русский костюм и пишет в старинном интерьере с артефактами эпохи.

Отдельная часть была посвящена печатной рекламе: поздравительные открытки, вкладыши в изделия известных шоколадных фабрик, афиши и плакаты все соответствовало набравшему силу в начале века неорусскому стилю, апофеозом «приношения» которому, явился «Бал 1903 года», приуроченный к 290-летию дома Романовых (https://ru.wikipedia.org/wiki/Костюмированный_бал_1903_года).

Это грандиозное событие остается самым известным костюмированным балом в Санкт-Петербурге времени царствования последнего императора из рода Романовых Николая II.

Все приглашенные должны были быть одеты в костюмы «допетровской эпохи», специально созданные выдающимися художниками того времени (Головиным, Соломко, Пономаревым и другими), а также самыми известными портными-костюмерами (Ламановой, Каффи, Иващенко).

По повелению Императрицы Александры Федоровны лучшим фотографам Петербурга заказали фотографии всех участников костюмированного действа, а в 1904 году ограниченным тиражом вышел альбом с этими фотографиями.

До наших дней сохранилась и часть бальных нарядов, которые на целое столетие сделались эталоном для мирового кино и театра в исторических постановках XVII века.

Для бала проводились архивные «изыскания» с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича, так, например, в «малом царском наряде» Николая II использовались подлинные вещи XVII века: из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII века и из них для костюма царя было отобрано 16, среди них были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного, царю Фёдору Иоанновичу, а в качестве дополнения к костюму использовался подлинный скипетр царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки были русской работы XVII века.

Цитата: «Стоили эти костюмы целые состояния. Великая княгиня Мария Павловна, жена Великого князя Владимира Александровича, известная покровительница ювелиров всей Европы, одела свой знаменитый гарнитур из изумрудов, включавший огромных размеров кокошник и несколько брошей. На лоб спускается множество жемчужных капель, щёки украшены жемчужными нитями. Ворот и бюст платья богато украшены каплевидными жемчужинами в бриллиантовом обрамлении и несколькими крупными изумрудами, сапфиром и бриллиантами. На груди - прямоугольная изумрудная брошь в 107,72 карата.
Костюмы для бала создавались по эскизам художника Сергея Сергеевича Соломко (1867-1928), который был очень известен в то время, как рисовальщик боярского прошлого России, а затем надолго незаслуженно забыт. Сотни приглашённых в Зимний дворец явились в нарядах бояр и боярынь, ловчих, стольников, пушкарей, сокольничих, посадских людей и воевод. Кроме того, исторические костюмы для этого бала не были просто импровизацией портных на тему «a la russe». Созданию костюмов предшествовала серьёзная работа в архивах Императорской академии художеств с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времён царя Алексея Михайловича Романова.
По настоянию императрицы, все посетители бала были сфотографированы лучшими фотографами Санкт-Петербурга. Благодаря этим фотографиям и нескольким сохранившимся экспонатам из фондов Государственного Эрмитажа, мы можем увидеть всё великолепие этих маскарадных костюмов, которые сегодня можно посмотреть в двухтомнике «Костюмированный бал в Зимнем дворце». Прекрасно выполненные фотографии позволяют увидеть мельчайшие детали костюмов. Благодаря им, мы имеем возможность представить, как одевались наши предки, проживавшие на территории Московской Тартарии, одной из западных провинций Великой Тартарии в XVII веке» …

Известные изображения на игральных картах «в русском стиле», которые пережили все годы советской власти – это портреты участников того самого бала.

Даже европейская столица России – Санкт-Петербург не избежал влияния неорусского стиля. Речь идет о храме Спаса на Крови, построенным в память того, что на этом месте в результате покушения был смертельно ранен император Александр II («на крови» указывает на кровь царя), строительство длилось почти четверть века и в 1907 года собор был открыт.

Отдельная часть лекции была посвящена национальному русскому костюму в подлинных фотографиях того времени, сохранившемуся в деревнях к началу XX века.

Закончила Елена Сергеевна свое выступление цитатой замечательного деятеля начала XX века – поэта, художественного критика, издателя, организатора художественных выставок – Сергея Константиновича Маковского, сына художника Константина Маковского, о том, что оказывает влиянии на историческое развитие России и русское искусство.

Браво! 


Художественная галерея Наталии Григорьевой: 
Неглинная улица, 29/2 (вход со стороны Петровского бульвара, 14).



© 2010—2017 Наталия Григорьева | Обучение живописи | Живопись купить